МБОУ ООШ № 9
353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, х.Труд, ул.Длинная, 32. Телефон : 8(86164) 37931 e-mail : school9@kan.kubannet.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Введение

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» элементом системы образования выступают образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности. Образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека,

формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями Антикоррупционное воспитание в системе российского образования

Содержание учебной и воспитательной работы, осуществляемой в рамках системы российского образования, определяется при установлении обязательных требований к образованию определенного уровня в федеральном государственном образовательном стандарте. Развитие правовой культуры и правосознания обучающегося, привитие ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод граждан, формирование навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения осуществляется в рамках реализации основных образовательных программ:

Образовательная программа

Требования к образовательной программе, связанные с антикоррупционным воспитанием

Образовательная программа дошкольного образования

  1. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  2. формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
  3. социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  4. содержание программы отображает систему отношений ребенка к другим людям и себе самому.
Образовательная программа начального общего образования
  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
  2. становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  3. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  4. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Образовательная программа основного общего образования
  1. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  2. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  4. формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Образовательная программа среднего  общего образования
  1. формирование  гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  2. формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  3. формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
  4. овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
  5. формирование основ правового мышления  и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав.
Образовательная программа среднего профессионального образования
  1. получение знаний о формировании личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
  2. формирование способности проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;
  3. формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции.
Образовательные программы высшего образования
  1. формирование способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
  2. формирование способности использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;
  3. формирование в образовательной организации социокультурной среды и создание условий, необходимых для всестороннего развития личности;
  4. воспитание нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону.

 

 

  1. Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования

Содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках основного общего и среднего общего образования осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история, обществознание, экономика, право и др.

На протяжении исторического развития практически во все периоды времени имели место коррупционные действия различных должностных лиц. Так, древляне восстали против князя Игоря, когда он, пользуясь должностным положением, дополнительно потребовал с них дань; Екатерина Великая наделяла своих фаворитов дополнительными полномочиями и материальными ресурсами, а наиболее активные участники революционных событий, в том числе и бывшие преступники, занимали высокие посты в Советском государстве.

Подобные примеры в процессе изучения истории школьниками и студентами образовательных организаций среднего профессионального образования должны преподноситься с точки зрения причиненного вреда государству и обществу коррупционными действиями. Это должно делаться для того, чтобы, основываясь на опыте прошлого, не допускать противоправных деяний в настоящем и будущем.

Антикоррупционным элементом в программе «История России» являются следующие дидактические единицы:

Раздел курса Дидактические единицы Образовательный результат
Древнерусское государство Причины появления коррупции в России.Коррупционная составляющая феодальной раздробленности Древнерусского государства - способность объяснить истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате;- осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления.
Складывание предпосылок образования Российского государства Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных связей.Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского государства. - уяснение предпосылок появления взятки как негативного социального явления;- осознание негативного влияния сращивания государственных и частных интересов.
Завершение образования Российского государства Брачные связи как коррупционное средство. - формирование представления об эволюции конфликта интересов в российской истории.
Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв. Превышение должностных полномочий.Авторитаризм.Формирование государственного механизма противодействия коррупции.Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей.Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения. - способность определить значение использования должностного положения в личных целях;- понимание причин и закономерностей формирования государственной системы противодействия коррупции;- общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления.
Россия в XIX в. Сословная система как причина социального неравенства.Государственные реформы социальной системы общества.Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному произволу. - приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики в XIX в.;- формирование негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией;- обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества.
Советский период Партийная коррупция как самостоятельное направление коррупционного поведения. - уяснение причин необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества;- способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата;- понимание основных закономерностей развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии.

Учебный предмет «Обществознание» в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования  обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,  навыков определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:

Раздел курса Дидактические единицы Образовательный результат
Политика и право Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. - способность выявлять признаки коррупционного поведения;- осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений);- осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера).
Общество Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.Коррупция – социально опасное явление. - способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений;- способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;- способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции;- способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях.
Человек;Человек в системе общественных отношений Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности.Мотивы коррупционного повеления. - способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;- понимание значимости правовых явлений для личности;- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;- приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности;- способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов.
Экономика Экономические издержки коррупции.  Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений. - приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;- способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений;
Право Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. - приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики;- приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества.
Политика как общественное явление Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства. - способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции.

В рамках учебного предмета «Экономика» обеспечивается понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:

Раздел курса Дидактические единицы Образовательный результат
Основные проблемы экономики России Коррупция – фактор, препятствующий экономическому росту. Потери экономики от коррупции. - способность оценить влияние коррупции на распределение и расходование государственных средств и ресурсов;- способность оценить коррупцию как фактор снижения экономического роста, инвестиций, предпринимательской активности, общего благосостояния граждан.

В рамках учебного предмета «Право» обеспечивается владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности, сформированность основ правового мышления. Представляется необходимым при осуществлении тематического планирования реализации данной дисциплины обеспечить включение отдельного комплексного раздела о противодействии коррупции:

Раздел курса Дидактические единицы Образовательный результат
Основы противодействия коррупции Понятие коррупции. Правовая основа противодействия коррупции. Основные принципы противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции. Выявление и расследование коррупционных преступлений. Государственная политика в сфере противодействия коррупции. - способность правильно определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни общества;- способность охарактеризовать систему нормативных правовых актов, содержание которых связано с противодействием коррупции;- знание основных направлений и принципов противодействия коррупции;- знание основных мер по профилактике коррупции;- способность выявить признаки основных коррупционных правонарушений;- знание об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции.
  1. Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках реализации спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин обществоведческой и правовой направленности

 

Реализация спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин обществоведческой и правовой направленности обеспечивает возможность расширения объемов учебной работы обучающихся, связанной с формированием антикоррупционного воспитания, формированием развитого правосознания, осуществлением профориентационной деятельности.

Примерная тематика курса Дополнительная антикоррупционная составляющая курса
Основы правовых знаний Коррупция и власть.Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.Борьба с коррупционными правонарушениями.Система антикоррупционных законов в Российской Федерации.Коррупция как разновидность девиантного поведения.Связь организованной преступности и коррупции.Правовые и организационные меры предупреждения коррупции.Национальный план противодействия коррупции.
Основы рыночной экономики Экономический аспект коррупции.Коррупция – основа теневой экономики.Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
Общество и личность Молодежь и коррупция.Антикоррупционное мировоззрениеГражданин и коррупция.Гражданская активность – метод борьбы с коррупцией.Профилактика коррупции в образовательных организациях.Коррупция как социальное явление, ее понятие, сущность и формы.Роль экономических, политических и нравственно-психологических факторов в системе причин.Сознание, ответственность и правосознание, бессознательные формы восприятия правовой действительности: стереотипы, заблуждения, привычки, интуиция, психологическая характеристика правомерного и правонарушающего поведения
  1. Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся

 

Проблема коррупции, оценки ее влияния на общественные и государственные институты и поиска эффективных средств борьбы с ней является особенно актуальной для стран, прошедших период посткоммунистического транзита и находящихся в поиске новых стабильных  принципов устройства экономической, социальной, правовой и духовной сфер жизни.

Ни для кого не секрет, что период радикального переустройства общества характеризовался слабостью государственных институтов, вызвавшей в обществе недоверие к идеям демократии, законности и равноправия. Именно поэтому мы стремимся сегодня к дополнительному развитию социальных «инстинктов» нетерпимости к любым проявлениям коррупции, вовлекая в соответствующую работу государственные органы, общественные объединения, институты общественно-государственного партнерства, и, конечно же, образовательные организации. Антикоррупционное просвещение призвано восполнить недостаток исторически сложившихся устоев и традиций нравственного поведения, гражданской позиции и представлений о правах и обязанностях личности.

Принципиально важным является выявление и рассмотрение объективных причин существования коррупции в обществе – иначе осуждение коррупции будет больше всего похоже на проявление ханжества и неискренности. Соблазны потребительского общества, формирующие приоритеты повышения уровня доходов и расходов, отношение к государственной службе как к средству повышения личного благосостояния – все это приводит к формированию негативного отношения к фактам коррупции со стороны других лиц, но не себя лично. Обосновать разрушительный, негативный характер подобной идеологии – важнейшая задача антикоррупционного просвещения. К числу иных причин расцвета коррупции в обществе также могут быть отнесены рост безработицы, экономический кризис, недофинансирование бюджетных расходов, противоречивость и неясность законодательного регулирования. Наконец, в качестве причины существования коррупции рассматривается национальный менталитет, устоявшиеся традиции и культурный фон общества. Весьма важно, чтобы указанные факторы не превращались в оправдание коррупции, в обоснование ее вечного, непреодолимого характера. Хотя верно то, что не существует государств с нулевым уровнем коррупции, очевидно, что достижение социально приемлемого уровня коррупции – весьма реальная цель, достигнутая во многих государствах.

Основные задачи, направления и ценностные основы формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования формулируются в рамках программы воспитания и социализации обучающихся.

На уровне основного общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.

В области формирования личностной культуры:

Задача программы Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
Усвоение общечеловеческих и национальных ценностей - формирование аксиологической базы правовой культуры и правосознания;- изучение цивилизационных основ правомерного поведения.
Развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении результата - формирование способности постановки и достижения социальных целей;- формирование способности выявлять и использовать наиболее эффективные правомерные способы решения задач во всех сферах жизни.

В области формирования социальной культуры:

Задача программы Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
Формирование гражданского самосознания - создание основы для идентификации личности как участника социальных объединений: семьи, трудового коллектива, местного сообщества, государства ;- появление убежденности в необходимости активного участия в делах общества и государства.
Усвоение ценностей правового демократического  государства - позитивная оценка принципов законности, равенства прав и свобод человека и гражданина, верховенства права;- уважение прав и свобод других лиц, негативная оценка правонарушений, посягающих на интересы общества.

При получении среднего общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.

В области формирования личностной культуры:

Задача программы Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
Формирование основ нравственного самосознания личности - закрепление внутренних этических критериев выбора модели правомерного поведения;- развитие механизмов нравственного самоконтроля;- закрепление привычки активного реагирования в отношении опасных для общества коррупционных проявлений.
Формирование представлений о соотношении личного и общественного блага - использование традиционных представлений о категориях морали и нравственности для закрепления убежденности в необходимости следования интересам общества при удовлетворении личных потребностей.
Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям - формирование представлений о неизбежности наступления ответственности за нарушение моральных и правовых норм;- признание персональной ответственности за совершение противоправного деяния.

В области формирования социальной культуры:

Задача программы Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
Развитие патриотизма и гражданской солидарности - осознание личного вклада в развитие общества и государства;- идентификация личности в качестве гражданина – субъекта прав и обязанностей;- признание значимых общественных ценностей (жизнь, свободное развитие человека, защищенность интересов граждан, общественная безопасность и правопорядок) в качестве личных жизненных ориентиров.
Усвоение гуманистических и демократических ценностей - развитие нетерпимого отношения к противоправному поведению, несущему вред общественным отношениям;- понимание значимости защиты общественных интересов, недопустимости разрушения институтов государства и гражданского общества;- идентификация в качестве части многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) образования осуществляется в рамках целого ряда направлений, обеспечивающих в своем единстве духовно-нравственное развитие личности активного и ответственного гражданина. Формирование нетерпимого отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения является самостоятельным комплексным направлением воспитательной работы, в отношении которого в программе воспитания и социализации обучающихся определяются: воспитательные задачи, ключевые мероприятия, планируемые результаты, формы совместной деятельности семьи и школы.

Воспитательные задачи - формирование навыков совместного поддержания порядка в коллективе;- формирование навыков эффективного правомерного решения типовых ситуаций бытового характера;- усвоение знаний о вреде коррупционных проявлений для личности, общества и государства;- развитие общественной активности, направленной на предотвращение и пресечение коррупционного поведения;- усвоение основных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;- формирование развитого бытового правосознания, создание условий для повышения уровня правовой культуры;- развитие стремления к поиску правомерных форм взаимодействия с гражданами, структурами гражданского общества и органами государственной власти в рамках типовых ситуаций;- формирование духовно-нравственных ориентиров, исключающих возможность коррупционного поведения;- усвоение базовых знаний о мерах юридической ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений, и о неотвратимости наказания;- развитие чувства нравственной ответственности за совершение коррупционных действий, наносящих ущерб общественным отношениям;- усвоение знаний о безусловной общественной опасности коррупционных представлений, развенчание ложных стереотипов о «пользе» коррупции;- формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов.
Ключевые мероприятия - выполнение творческих заданий по дисциплинам;- проведение тематического классного часа;- посещение с экскурсией органов государственной власти и местного самоуправления;- сюжетно-ролевые творческие мероприятия;- оформление наглядных пособий, презентаций, плакатов, стендов и т.п.;- проведение бесед с представителями правохранительных органов, юридического сообщества, депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления;- проведение тематических конкурсов;- проведение тематических бесед с обучающимися («что такое коррупция?», «какой вред наносит коррупция?» и т.п.;- обсуждение публикаций в средствах массовой информации, связанных с противодействием коррупции;- организация мероприятий, приуроченных к памятным датам России (День российского парламентаризма, День конституции), праздничным дням (День России) и иным соответствующим датам (День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, День юриста и пр.).
Планируемый образовательный результат - нетерпимое отношение к проявлениям коррупционного поведения и их последствиям;- умение вести дискуссию об общественной опасности коррупционного поведения;- знания основных принципов антикоррупционной политики государства, формирование позитивного отношения к антикоррупционным мероприятиям;- знание типовых ситуаций взаимодействия с органами государственной власти, содержащих в себе предпосылки для коррупционных проявлений;- умение применять алгоритмы правомерного разрешения конфликтов интересов, возникающих в рамках взаимодействия с представителями органов государственной власти;- заинтересованность в участии в мероприятиях, направленных на борьбу с коррупцией.
Совместная деятельность семьи и школы - тематические родительские собрания;- оформление информационных стендов;- индивидуальные консультации и беседы;- проведение опросов, иных форм социологических исследований.

Направление воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения предполагает использование следующих видов деятельности и форм занятий с обучающимися:

- изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);

- ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);

- участие во встречах с выпускниками школы;

- организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях);

- проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.

Формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на различных этапах социализации обучающихся.

В рамках организационно-административного этапа осуществляется информационная поддержка реализации антикоррупционных инициатив в сфере деятельности образовательной организации, формирование в профессиональной среде образцов антикоррупционного сознания и поведения, оформление партнерских отношений с юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования, привлечение к проведению учебных и воспитательных мероприятий представителей правоохранительных органов, общественных объединений и т.п.

В рамках организационно-педагогического этапа осуществляется создание условий для практической социальной активности учащихся, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения. Обеспечивается возможность становления обучающихся в качестве субъектов различных видов общественных отношений, обеспечивающих взаимодействие со структурами гражданского общества (общественные объединения, общественные фонды, общественные движения), органами государственной власти, организациями профессионального и научного сообщества.

В процессе социализации обучающихся осуществляется формирование активной позиции по конкретным вопросам и проблемам противодействия коррупции, формирование корректной модели поведения обучающегося при взаимодействии с гражданами, организациями и государственными структурами, умения решать основные задачи и достигать необходимых целей в рамках концепции правомерного поведения, осознание обучающимся мотивов правомерного поведения, овладение методикой корректировки собственного поведения (самокритика, самоанализ).

  1. Антикоррупционное воспитание в рамках формирования и реализации программы внеурочной деятельности

Для эффективного формирования антикоррупционного мировоззрения у учащихся необходимо проводить различные мероприятия во внеурочное время. При этом школьники и студенты должны в рамках реализации подобных образовательных форм ближе соприкасаться с практической деятельностью тех субъектов, которые так или иначе имеют возможность совершать правонарушения коррупционного характера. В случаях отсутствия такой возможности подобные ситуации необходимо моделировать в имеющихся условиях с привлечением максимального объема ресурсов.

Наибольший эффект может быть достигнут в тех случаях, когда учащегося естественным образом или искусственно помещают в относительно незнакомые условия и ставят задачу, решение которой может быть получено, в том числе с использованием коррупционного элемента. Дальнейшее моделирование ситуации может принимать различные формы в зависимости от того, какую линию воспитательного процесса выберет педагог. Так, можно просто обозначить, что совершение правонарушения в данной ситуации возможно, но за это неизбежно наступит ответственность. Допускается использование поощрения в том случае, если учащийся сознательно пренебрег коррупционным поведением и нашел выход из сложившийся ситуации законным способом. Кроме того, можно продумывать дополнительные вводные по разыгрываемой ситуации, которые существенным образом усложняют процесс решения задачи в случае, если обучаемый выбрал коррупционный вариант поведения.

Следует отметить, что в процессе проведения таких внеурочных занятий формируется не только антикоррупционное мировоззрение учащихся, но и укрепляются знания по тем дисциплинам, которые применимы в данной ситуации. Например, если студент, работающий в юридической клинике, получает вводную от своего куратора по указанной выше схеме, он, прежде всего, решает юридическую проблему, а неприязненное отношение к проявлениям коррупции формируется параллельно.

Высокую степень эффективности имеют и те мероприятия, проводимые во внеурочное время, которые изобилуют новыми впечатлениями у учащихся с параллельной демонстрацией нежелательного коррупционного поведения. Например, в рамках реализации данной деятельности представляется полезным посещение специализированных музеев, которые отражают деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. Элементом воспитания неприязненного отношения к совершению правонарушений является формирование в сознании учащихся естественного алгоритма «за любое противоправное деяние следует наказание». В этой связи во внеурочное время можно организовывать посещение музеев органов внутренних дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы и др.

Кроме того, во внеурочное время можно предусмотреть посещение государств с передовыми показателями уровня противодействия коррупции, которые можно совмещать с каникулярным отдыхом учащихся. При этом помимо экскурсионных программ следует проводить встречи студентов и школьников с государственными служащими таких стран, предметом которых было бы обсуждение проблем коррупции в данном регионе. По статистическим данным независимых организаций, к таким государствам относятся скандинавские и западноевропейские страныАнтикоррупционное воспитание в рамках реализации образовательных программ высшего образования

Наиболее эффективным методом воспитательной работы в рамках антикоррупционного воспитания в высшей школе представляется сочетание внеучебных мероприятий с интеграцией «антикоррупционных модулей» в программы дисциплин, предоставляющих возможность развития дискуссии о гражданском сознании, эффективности государственного управления, этических проблемах, политическом развитии и т.п. «Экономия» учебного времени заключается в возможности одновременного решения традиционных задач учебного процесса (формирование отраслевых знаний, умений и навыков) и формирования ценностей нетерпимости к коррупции:

Тема занятия Задачи антикоррупционного просвещения Задачи по освоению дисциплины
Государственная служба в России Ознакомление с коррупционной ситуацией; демонстрация механизмов противодействия коррупции; приобретение знаний об опасности коррупции для общества. Получение знаний о понятиях конфликта интересов на государственной  службе, личной заинтересованности государственного  служащего; изучение порядка урегулирования конфликта интересов.

К основным методам антикоррупционного воспитания при реализации образовательных программ следует отнести:

- обновление образовательных программ с целью внесения в рабочие программы дисциплин дополнительных тематических модулей, посвященных проблемам противодействия коррупции и антикоррупционному просвещению;

- обновление образовательных программ с целью развития и дополнения отраслевых (дисциплинарных) тем, в рамках которых рассматриваются факторы и условия существования коррупции, механизмы борьбы с ней;

- планирование и реализация внеучебных мероприятий, организуемых образовательной организацией для популяризации антикоррупционных ценностей (конкурсы, семинары, акции);

- участие в акциях и мероприятиях общественных объединений, целью которых является антикоррупционное просвещение и противодействие коррупции.

Развитие антикоррупционной тематики в дисциплинах образовательной программы может иметь более явный, или более скрытый, завуалированный, характер. Так, в содержание рабочей программы дисциплины могут быть внесены такие «открытые» дидактические единицы как понятие коррупции и круг коррупционных преступлений, последствия коррупции, причины появления коррупции, методы и механизмы противодействия коррупции. В то же время, воспитание антикоррупционного мировоззрения может осуществляться при рассмотрении таких вопросов как цели личностного развития человека, система социальных норм (в т.ч. норм морали), соотношение морали и права, защита прав и законных интересов гражданина, обязанности государственного служащего, причины преступности, где антикоррупционная тематика не имеет «титульного» значения.

Содержательная характеристика воспитания антикоррупционного мировоззрения у обучающегося включает такие элементы как трансляция знаний (например, о понятии и признаках коррупции, механизмах борьбы с ней), установка ценностных ориентиров (понимание вреда коррупции на понятном для обучающегося примере, обсуждение с целью формирования негативной оценки коррупционного поведения), привитие практических навыков антикоррупционной деятельности (в рамках общественной инициативы), разрушение неверных стереотипов и представлений о коррупции (преодоление безразличия к проблемам коррупции), обоснование несовместимости коррупции и эффективной профессиональной деятельности, к освоению которой стремится обучающийся.

Эффективность антикоррупционного просвещения основывается на правильном подборе аргументов, социальных ориентиров и ценностей, наиболее близких и знакомых для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических и иных особенностей. Нетерпимость к коррупции формируется с учетом субъективной ценности фактора, подвергаемого негативному воздействию: нарушения справедливости, нарушения установленного законом порядка, посягательства на принципы профессионализма, несоответствие статусу социальной элиты, и т.п. Вполне вероятно, что каждый из этих аргументов в отдельности может не быть адекватно воспринят. Так, например, негативное отношение к текущей политике законодателя, которая, по мнению обучающегося, недостаточно учитывает его права и интересы, может послужить причиной безразличного отношения к коррупции как к нарушению формальной нормы закона.

Представляется необходимым также избежать навязывания позиции педагога как «истины в последней инстанции», т.к. в рамках рассмотрения коррупции как социального фактора наиболее результативен равноправный, интерактивный диалог, способствующий развитию дискуссии, рассмотрению конкретных ситуаций (кейсов). Наиболее важно не запоминание и ретрансляция «правильных» ответов на вопросы о законодательном регулировании или полномочиях должностных лиц, а самостоятельный поиск обучающимся той позиции, к которой ведет его логика учебного занятия и которая, в конечном итоге, станет основой его личного отношения к коррупции в условиях реальной жизни – когда нужно будет сделать выбор.

Тематика и формат аудиторных занятий, самостоятельной работы и внеучебных мероприятий определяются с учетом специфики уровня образования, направления подготовки (специальности) и могут включать:

- просмотр видеоматериалов, связанных с работой должностного лица или реализацией полномочий государственного органа;

- мастер-класс представителя правоохранительного или контрольного (надзорного) органа;

- подготовку презентации на выбранную тему;

- съемку видеокейса и презентацию его на занятии;

- сбор статистических материалов, анализ материалов СМИ.

 

  1. Справочный материал для преподавателей

 

О понятии коррупции

Формирование негативного отношения к различным формам проявления коррупции в обществе существенно затруднено в силу фрагментарности знаний обучающихся о признаках коррупционных действий. К задачам воспитательной работы относится создание устойчивых представлений об основных видах коррупционных правонарушений. С одной стороны, это позволяет разрушить ошибочные представления о «безобидности» и безвредности наиболее распространенных в обществе коррупционных способов взаимодействия граждан с органами государственной власти и должностными лицами; с другой стороны, при уточнении признаков коррупции исключаются спорные ситуации, не имеющие признаков противоправной деятельности и не относящиеся к коррупционным правонарушениям. Таким образом, преодолеваются ошибочные представления о понятии коррупции, тиражируемые средствами массовой информации и социальными сетями, повышается эффективность верного распознавания коррупционных явлений, расширяются представления об истинных причинах и условиях развития коррупции, о вреде, который она причиняет личности и обществу.

В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции»[4]. К ним отнесены подкуп должностных лиц, присвоение имущества должностным лицом, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, незаконное обогащение (значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать), подкуп и хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступной деятельности.

Признаком коррупции всегда является злоупотребление публичной властью в целях личного обогащения, незаконная подмена публичных интересов требованиями личной выгоды. Следовательно, коррупционное поведение не только противоправно, но и аморально по своей сути, так как предполагает нарушение требований социальной справедливости, служебного (профессионального) долга и чести. Нарушение данных принципов представляет опасность и в сфере деятельности негосударственных организаций, обеспечивающих удовлетворение основных социально-экономических и духовных потребностей общества.

Коррупционная деятельность оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества и представляет реальную угрозу его стабильности и безопасности. Разрушая демократические институты и ценности, понятия о справедливости и общественном долге, коррупция препятствует становлению правопорядка, устойчивому развитию и стремлению к социальному благосостоянию. Коррупционная среда является стимулом и условием разрастания иных видов преступности, в т.ч. организованной. Противодействие коррупции – обязанность государства, являющегося гарантом основных прав и свобод человека и гражданина, которая выполняется в рамках международного сотрудничества, реализации внутригосударственных программ мероприятий, а также путем взаимодействия с гражданским обществом.

Участвуя в разговоре о последствиях коррупции, обучающиеся самостоятельно смогут привести известные им из СМИ и личного опыта примеры неправомерной выдачи разрешительных документов, «оплаченного» приема на работу, ухода от привлечения к ответственности, уклонения от уплаты налогов, хищения бюджетных средств и др.

Российскому обществу приходилось сталкиваться и с попытками публичного оправдания коррупции, присвоения ей позитивных атрибутов «двигателя» социального развития. Достаточно распространенными являются представления о коррупции как о возможности ускорения принятия решений и совершения необходимых заявителю действий («не подмажешь, не поедешь»), механизме конкуренции и эффективном способе повышения личного благосостояния.

В ходе обсуждения с обучающимися характера воздействия коррупции на личность, общество и государство, представляется возможным демонстрировать следующие признаки негативного влияния коррупционного поведения:

- снижение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

- неэффективность государственно-властных решений, несоответствие государственной политики интересам общества;

- снижение доверия к государственным институтам, развитие «альтернативных», криминальных, форм социального регулирования и организации повседневной жизни;

- снижение общественной активности граждан, развитие социальной апатии;

- распространение экстремистских взглядов, рост социальной напряженности;

- снижение привлекательности государства на мировом рынке инвестиций;

- ограничение и ликвидация свободной конкуренции как фактора повышения качества и снижения стоимости товаров и услуг;

- снижение доходов государственного бюджета и недофинансирование социально значимых расходов;

- повышение издержек предпринимателей за счет необходимости «оплаты» публичных услуг должностных лиц, компенсируемое за счет потребителя;

- повышение угрозы попадания на рынок опасных для жизни и здоровья человека товаров и услуг.

Основные направления противодействия коррупции

Противодействие коррупции – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по предупреждению коррупции, выявлению, пресечению и расследованию коррупционных преступлений, а также по ликвидации негативных последствий коррупционных правонарушений. Совместные действия общественных и государственных институтов направлены на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, создание условий неотвратимости юридической ответственности и комплексное применение всех необходимых средств для недопущения причинения вреда общественным отношениям.

Комплексный подход к выработке национальной стратегии противодействия коррупции, как правило, основывается на сочетании таких мер как установление прозрачных критериев карьерного роста государственных служащих, учреждение механизмов учета общественных интересов при принятии властных решений, жесткое разграничение публичной службы и коммерческой деятельности, общественный контроль над доходами и расходами должностных лиц, внедрение этических принципов и норм, развитие прозрачных процедур государственных и муниципальных закупок.

Выявление и устранение причин коррупции, т.е. ее профилактика, осуществляется путем воспитания у граждан нетерпимости к коррупционному поведению, проведения антикоррупционной  экспертизы нормативных правовых актов, установления особых требований к лицам, претендующим на замещение государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, введение в действие порядка освобождения от замещаемой должности лиц, представивших недостоверную информацию о структуре своих доходов, расходов и имущества, а также развития институтов парламентского и общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Предметом общественной дискуссии и экспертного обсуждения становится комплекс мероприятий, рассматриваемых сегодня в Российской Федерации в качестве приоритетных факторов, повышающих эффективность противодействия коррупции. Среди них можно выделить обеспечение независимости средств массовой информации, соблюдение принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов и организаций, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, совершенствование организации правоохранительных и контролирующих органов, повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих, делегирование государственных функций саморегулируемым организациям и общественным объединениям и др.

Центральное значение в системе законодательного противодействия коррупции имеют ограничения и запреты, отражающие особенности публичного статуса лиц, замещающих государственные должности и должности государственной и муниципальной службы. Особая ответственность за соответствие общественным и государственным интересам принимаемых решений предполагает возможность установления таких требований как:

- запрет на хранение денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

- регулярное представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

- предоставление сведений о расходах;

- необходимость предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

- обязанность передачи ценных бумаг в доверительное управление и др.

Образовательные организации также участвуют в решении задач противодействия коррупции. Обеспечивается подготовка и реализация образовательных программ для повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, проведение учебно-методических семинаров для преподавателей образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике. Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг. предусматривает  внедрение в образовательных организациях учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», а также разработку типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции[6].

Нормативные правовые акты:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // 26.06.2006. № 26. Ст. 2780.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012, №53 (ч. 1). Ст. 7598.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ 29.12.2008, № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 20.07.2009, № 29. Ст. 3609.
  5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // СЗ РФ. 14.04.2014, № 15, ст. 1729.
  6. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СЗ РФ. 19.04.2010, № 16. Ст. 1875.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» // 26.05.2014, № 21. Ст. 2721.

[2]TransparencyInternational: Индекс восприятия коррупции 2014 года // Информационно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий». URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004.
[4] Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // 26.06.2006. №26. Ст. 2780.
[6] Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» // 26.05.2014, № 21. Ст. 2721.
 

Вернутся назад