МБОУ ООШ № 9
353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, х.Труд, ул.Длинная, 32. Телефон : 8(86164) 37931 e-mail : school9@kan.kubannet.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Учитель МБОУ ООШ № 9 Корсун Лидия Александровна
Тема урока: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»
Цель: Продолжить знакомить уч-ся с людьми, которые несли на Русь свет Истины, Добра и Правды - со Святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием.
Задачи:
1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

2. Познакомить с жизнью и духовным подвигом Кирилла и Мефодия.

3. Выявить многосторонние связи музыки, истории, литературы, живописи и скульптуры;

4. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций.

5. Развить слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.

Основные понятия

икона - ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»; 

святой - освящен­ной Божией благодатью;

величание – краткое хвалебное песнопение, характерное для русской церковной музыки;

гимн -  торжественная хвалебная песня;

апостол – ученик Христа, несущий людям его учение;

равноапостольный – равный апостолу;

стихира - (позднегреч. στιχηρόν, от греч. στίχος - стихотворная строка, стих), в Православном богослужении – гимн на тему дня или воспоминаемого события.

Материалы к уроку

Икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», памятники Кириллу и Мефодию, величание и гимн Кириллу и  Мефодию, презентация.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: Воспитывать желание служить  на благо и во славу своему Отечеству на примере жизни святых.

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Познавательные УУД: разучить и исполнить гимн и величальную Кириллу и Мефодию.

Вспомнить отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского), который узнал силу молитвы, когда просил научиться читать, а также Илью Муромца, Александра Невского, князя Владимира, княгиню Ольгу.

Информационные УУД: Рассмотреть материалы презентации и подготовить вопросы к ней. Рассмотреть икону «Всех Святых земли русской».

Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение полученных впечатлений, умение слушать и слышать друг друга, корректировать собственные действия, исправлять качество звучания голосов, сравнить величальную и гимн Кириллу и Мефодию.

Регулятивные УУД:Подумать и вспомнить, что означает гимн и чем он отличается от величания? Спеть по нотной записи гимн и величальную Кириллу и Мефодию.

Методы: поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, фортепиано, СD диски.

Ход урока

Вступление

Россия подарила миру огромное количество Святых.

На Руси стремление к «святой» (то есть - освящен­ной Божией благодатью) жизни было характерной чертой жизни, быта, уклада, традиции. Евангельским идеалам старался следовать каждый благочестивый христианин. Однако в христиан­ском понимании святой - это не просто «хороший и добрый» чело­век. Приняв в свое сердце Слово Божие о спасении, святые всю жизнь строили на исполнении заповедей Божиих. Жить по заповедям Хри­стовым было непросто. Для этого они обращались к Богу с молитвой о помощи в нелёгкой работе борьбы с дурными наклонностями (стра­стями) и воспитании добрых качеств (добродетелей). Земная жизнь святых проходила в разные времена, среди разных народов. Были они царями и бедняками, воинами и простыми рыбаками, старыми и со­всем еще юными... Но общее, что их объединяло, - это любовь к Богу и к людям. За эту любовь многие из святых перенесли ужасные муче­ния и смерть, став мучениками за веру во Христа. За свою верность, они стали Божьими людьми, святыми. Люди, совершавшие во имя Христа духовный подвиг, становились примерами для подражания другими христианами.

Почитание христианами святых означало почитание в них благо­дати Святого Духа, Божиего присутствия в этом человеке. И сегодня каждый день года христианская Церковь посвящает прославлению кого-то из святых. Истории их жизни (жития) поучительны для всех людей, так как рассказывают о мужественных, добрых, смелых, вер­ных людях. К этим качествам человеческой личности всегда уважительно относились люди.

В честь всех русских святых исполняют песнь-гимн стихиру. Давайте послушаем стихиру в исполнении хора Свято-Троицкой Лавры русским святым и посмотрим икону «Собор всех святых в земле Российской просиявших» (слайд 3).

О многих из Святой земли русской мы уже говорили на наших уроках. Давайте вспомним их имена.

1. Кто крестил языческую Русь (князь Владимир - Красное солнышко) слайд 4.

2. Как звали его бабушку (княгиня Ольга) слайд 5.

3. Былинный богатырь, причисленный к лику Святых слайд 6,7.

4. Святой, чьё 700-летие со дня рождения отмечается в этом году слайд 8.

5. Великий князь, прославившийся дипломатическим талантом в переговорах с ханами Золотой орды слайд 9-11. (звучит хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» - слайд 9

 звучит Величальная – слайд 10)

Основная часть урока

Слайд 12.

Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в 869 - Константин) (827 - 14.02.869) и его старший брат Мефодий (815 - 06.04.885) родились в г. Солуни в семье военачальника.

Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.

Слайд 13.

Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (по-гречески мудрость)». Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую  мудрость прозвали Философом.

Слайд 14.

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря. Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.

В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета. В 882-884 жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

Слайд 15.

Братья вместе посещали многие земли и многие народы. Их целью было – донести до других народов истинные ценности христианства.

Слайд 16-17

Карта путешествий святых Кирилла и Мефодия.

Слайд 18.

Гимн

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда. Вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из давней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!

Слайд 19.

Гимн. Работаем над исполнением по голосам отдельно и в хоре.

Говорим об особенностях (широкие интервалы; распевное голосоведение; сложные длительности; торжественное звучание; мажорный лад).

Слайд 20.

Глаго́лица - одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

Слайд 21.

Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. Она так и называется - кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее. Азбука – само название образовано от названия двух первых букв. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.) Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита. Первый учебник, который вы взяли в руки, придя в школу, назывался Азбука.

Исполняем песню про Азбуку.

Слайд 21.

Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.  Он хранил в памяти народные предания, собирал старинные документы, записывал рассказы современников.

Слайд 22.

Самая известная летопись монаха Нестора о Древней Руси – "Повесть временных лет". В своей летописи Нестор рассказал об истории Древней Руси, ее столице Киеве, первых русских князьях

Слайд 23.

Внешний вид "Повести временных лет" (пергамент).

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.

В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Исполняем песню «Тридцать три родных сестрицы».

Слайд 24.

В XIV веке некоторые южнославянские книги стали писать на бумаге, однако окончательный переход на нее произошел в XV веке. Хотя и в этом столетии еще применялся пергамен, но он использовался все реже и реже.

Слайд 25.

«Апостол» первая печатная книга на Руси 1563, 268 стр., И. Фёдоров

Слайд 26.

«Часослов» вторая печатная книга на Руси 1565, 172 стр., И. Фёдоров

Слайд 27.

В России праздник 24 мая, как день памяти Святых Кирилла и Мефодия, утвердился при царе Иване Грозном. Это было церковное почитание, поскольку трудились братья прежде всего для распространения веры Христовой.

Но постепенно люди стали понимать, что праздник этот касается не только церкви, но и всех образованных, культурных людей, патриотов своей страны.

1986 г. – возрождение праздника

1991 г. – утвержден как государственный праздник

Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника

Во всех городах проводятся   фестивали, концерты

Слайд 28.

В праздник славянской письменности 24 мая 1992 года в Москве на Славянской площади состоялось торжественное открытие памятника святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича.

Слайд 29.            

Самый большой в России памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию был освящен и торжественно открыт 23 мая 2004 года в Самаре. Автор композиции - скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков. Композиция монумента, созданного московским скульптором Вячеславом Клыковым, не повторяет ни один из существующих в мире памятников святым Кириллу и Мефодию.

Слайд 30.

В Севастополе 14 июня 2007 года торжественно открыли памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию - создателям первой славянской азбуки, великим просветителям. Автор памятника - харьковский скульптор Александр Демченко.

Слайд 31.

Владивосток.

Слайд 32.

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на соборной площади в Коломне Московской области. Автор - заслуженный художник России Александр Рожников.

Слайд 33.

Дмитров и Ханты-Мансийск.

Слайд 34.

Киев и Одесса.

Слайд 35.

На территории Киево-Печерской лавры, близ Дальних пещер, установили памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.

Слайд 36.

Челябинск и Саратов.

Слайд 37-39.

Кроссворд. На слайде 39 звучит песня-гимн-стихира.

Итог урока:

1. В процессе урока мы с вами вспомнили имена Святых Земли Русской и разгадали кроссворд.

2. Исполнили Величальную Кириллу и Мефодию и сравнили её с Величальной Александру Невскому.

3. Разучили гимн Кириллу и Мефодию и познакомились с его создателем болгарским композитором Панайотом Пипковым.

4. Познакомились с жизнью и делами равноапостальными Кириллом и Мефодием.

5. Познакомились с картинами В. Васнецова, П. Корина, русскими иконами.

6. Вспомнили песни про азбуку и «Тридцать три родных сестрицы».

7. Рассмотрели памятники, посвящённые Кириллу и Мефодию в разных городах.

Вывод:

Сегодня урок прошёл в окружении имён ярких личностей нашей истории. У каждого из них в жизни был свой подвиг. Мы говорили о подвиге учителей словенских Кирилле и Мефодии. Хочется верить, что и в ваших сердцах, наверняка, через года откликнутся воспоминания о школьных учителях, которые все силы души отдают для того, чтобы передать вам знания, укрепить в стремлении делать добро, любить людей, верно служить Родине и своему народу.

Труд святых Кирилла и Мефодия не прекращался до конца их жизни. Много гонений, клеветы и злобы от людей претерпели братья. Но они проповедовали Слово Божие, делали новые переводы Евангелия на языки разных народов. Память святых Кирилла и Мефодия чтили словами праздничного песнопения:

Радуйтесь, Мефодий и Кирилл,

народов славянских богомудрые учителя!

Вы, чистые, юные, милые дети!

Любите угодников этих святых!

И пусть перед вами в таинственном свете

Сияют их лики в венцах золотых.

В тяжёлом сомненье, в житейской невзгоде,

В беде – призывайте вы их имена.

Учители наши, Кирилл и Мефодий,

Хранят нас молитвой на все времена.

Спасибо за внимание!

Вернутся назад